КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
(тезисы)
Необходимость православного телерадиовещания.
Православие, как явление религиозно-нравственное и культурное, в современных СМИ представлено слабо, фрагментарно, а на некоторых частотах (FM-диапазон) и вовсе отсутствует. Между тем, без знания основ христианства невозможно постичь и осмыслить всемирную историю, русскую тысячелетнюю культуру, а так же – современное состояние общества и народа в целом. С первых веков от Рождества Христова Православная Церковь одной из своих главных целей избрала проповедь, как свидетельство о высшей правде и истине. Эта проповедь всегда была обращена не только к людям внутри церковной ограды, но и ко всему миру, ко всякому человеку. Древние христиане умели находить такой язык, который был бы понятен каждому слушающему. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»(1Кор.9:22) , – говорит апостол Павел. В наши дни нужда в просвещении, в слове истины является не меньшей, чем в древности. Нравственная деградация современного общества, демографический спад, страх перед будущим – для преодоления всего этого требуется ясное видение путей выхода из кризиса. Православию нет необходимости искать или формировать какое-либо новое нравственное сознание. Оно свойственно Церкви изначально. Православие всегда может предложить ясное видение того, что действительно является спасительным, а что – гибельным. Этим знанием христиане просто обязаны делиться. Ради этого Церковь может и должна в большей степени озаботиться о расширении своей проповеди. Это вовсе не предполагает попыток ограничения чьих-либо свобод или покушений на приобретение политической власти. Дело Церкви – стараться положительно влиять на душу человека. Дело каждого христианина – свидетельствовать о своей вере – в особенности перед теми, кто еще этой веры не имеет, но хотел бы найти, обрести смысл жизни как таковой. Средства массовой информации в современном мире вполне могут способствовать такого рода благородной цели.
Первоочередные задачи.
Православной Церкви для успешной деятельности в области СМИ необходимо следующее.
1) Идейное осознание и обоснование собственных миссионерских задач и целей. Формирование языка, коммуникационного стиля, понятного современному слушателю. Формирование и накопление содержательного контента или предварительная подготовка, необходимая для его созданию (формирование тем, заготовки или сценарии синопсисов, поиск потенциальных авторов и т.д)
2) Нахождение материальных и технических средств для обеспечения присутствия православного слова в современных СМИ. Соответствующее планирование в этой сфере.
3) Соответствующая подготовка профессиональных кадров.
4) Объединение сил большинства действующих православных СМИ, совместные проекты, обмен рабочими материалами, опытом и т.д.
Цели и методы.
Широкое православное телерадиовещание могло бы ставить во главу угла, по меньшей мере, три важные цели: нравственное предложение, нравственную (духовную) помощь и культурное образование.
Нравственное предложение. Под этим подразумевается то, что проповедь о Христе Воскресшем должна содержать не только сумму элементарных нравственных (десять заповедей) и внутрицерковных (пост, молитва, подготовка к Таинствам) правил, но и возможность реального плодотворного изменения жизни. К примеру, это может быть участие в благотворительной деятельности, в окормлении и воспитании детей-сирот, в помощи старикам и инвалидам, в создании новых военно-патриотических молодежных клубов и летних оздоровительных лагерей, в регулярной организации и проведении различных культурных мероприятий – фестивалей, конкурсов и т.д. Разумеется, это уже выходит за рамки деятельности СМИ как таковых, но сам призыв к такого рода деятельности, попытка сформулировать соответствующие концепции «предложения» – вполне могут быть одной из центральных тем православных СМИ. Возможно и прямое участие телерадиопроектов в каких-то конкретных мероприятиях. К примеру, ежегодный молодежно-поэтическо-музыкальный фестиваль радио «Такого-то» где-нибудь, к примеру, на имеющийся «площадке» под Костромой. Особенно важным является формирование и озвучивание такого рода «предложений» для современной молодежи, которая не сможет всерьез воцерковиться, пока современные православные будут предлагать ей исключительно лишь «поститься, молиться и слушать (одно только!) радио «Радонеж».
Нравственная (духовная) помощь. Православие имеет большой опыт душепопечения, начиная со святых отцов первых веков христианства. Этот опыт, в той или иной степени представленный в эфире, может стать своего рода ориентиром для тех слушателей, которые испытывают нужду в нравственной помощи и совете. Кроме того, слово священнослужителей в эфире имеет заметное положительное воздействие на зрителей и слушателей. Это особенно важно для больных, находящихся в кризисных или тяжелых душевных состояниях, утративших смысл жизни. В последние годы развивается деятельность православных психиатров и психотерапевтов, чей опыт также станет полезным страждущим, если будет в той или иной степени озвучен. Такие сферы жизни современного общества, как армия, правоохранительные органы, места заключения, давно нуждаются в душепопечении, и присутствие христианского слова здесь оказывается в первую очередь востребованным.
Культурное образование. Христианская проповедь сама по себе имеет культурно-образовательную составляющую, поскольку европейская цивилизация изначально является христианской. К примеру, невозможно понять сюжеты картины средневековых мастеров без знания библейских основ истории. Православие дает широкую культурную панораму и глубокое понимание генезиса мировой культуры. Достаточно перечислить имена некоторых русских философов (А.Хомяков, В. Соловьев, С.Булгаков, П.Флоренский, И.Ильин), чье творчество немыслимо без православия, чтобы понять, насколько серьезным может быть разговор о христианских началах жизни. Или, к примеру, творчество таких великих русских писателей, как М.Ломоносов, А.Пушкин, Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Л.Толстой, И.Шмелев, в свою очередь не может быть адекватно воспринимаемо без серьезного разговора о вере и Евангелии. Одна из задач христианского телерадиовещания – даровать слушателю знание о лучших образцах мировой культуры в их взаимосвязи с основами веры.
Стиль, язык. Православное телерадиовещание не должно ограничиваться использованием только церковных вероучительных текстов, их стилистикой и сгубыми церковнославянизмами. Напротив, приоритетной целью должно стать овладение именно современным, пусть даже по видимости светским языком – для того, чтобы этот язык мог быть понятен многим. Есть чему поучиться и у светских СМИ: динамичности, живости разговора, дерзновению в обсуждении актуальных проблем. Все, наиболее распространенные на современном радио жанры (репортаж, интервью, беседа, «круглый стол», аналитические обзор, авторская передача и т.д.), если они не противоречат нравственности, могут быть взяты на вооружение и православным вещанием.
Основным стилем православного телерадиовещания должно стать положительное свидетельство о человеке в его отношении к Богу и другому человеку. Если во многих светских СМИ зритель и слушатель часто сталкивается с негативной информацией, то, имея дело с православными СМИ, слушатель должен черпать сведения положительного характера. И не потому, что православие бесконфликтно и смотрит нам мир исключительно через розовые очки, – но по той причине, что православие действительно имеет положительный опыт борьбы с грехами, недостатками, болезнями человека и общества. Говоря о социальных проблемах, демографии, упадке нравственности, православные СМИ должны не устрашать слушателя, но указывать пути преодоления этих проблем.
Темы и содержание православного телерадиовещания.
1. Консолидирующая деятельность. Объединение сил и ресурсов уже действующих православных СМИ. Выработка современных христианских телерадиовещательных методик и стандартов, конкурентоспособных по отношению к стандартам светских СМИ. Повышение технической грамотности и профессионального уровня работников православных СМИ. Подготовка профессиональных кадров для работы в сфере СМИ.
2. Просвещение и душепопечение. Вероучительный ликбез (создание программ, популярно изъясняющих основы веры, христианской истории и практики современного благочестия). Введение в современную церковную жизнь. Возможность практический консультаций по нравственным и правовым проблемам. Свидетельства людей, которые действительно обрели веру и истинный смысл жизни. Пастырская помощь, ответы на вопросы, советы. Православная психиатрия и психотерапия. Преодоление душевных болезней. Христианское понимание медицины. Биоэтика. Современные нравственные пороки и соблазны. Как бороться с греховными недугами пьянства и наркомании. Положительные нравственные идеалы и примеры. Христианская семья. Жизнеописания святых подвижников и исповедников как пример христианского труда и подвига. Человек в сложных и экстремальных условиях, христианское отношение к трудностям армейской службы, тяготам тюремного заключения. Люди, нравственно значимые в истории Церкви и России. Рассказы о святых местах и современных паломничествах.
3. Информационно-аналитическое содержание. Разговор о важнейших общественных и культурных событиях, интересный как для церковных, так еще и не церковных людей. Поддержка государственности, армии и патриотизма в их традиционном христианском понимании (духовные основы государственности). Оперативное христианское осмысление значимых событий, которое слушатель мог бы сопоставить с характером освещения событий светскими СМИ. Церковные события и праздники. Церковь и общество, Церковь и государство – в истории и современности. Проблематика социального служения и благотворительности. Проблемы демографии, семьи и брака.
4. Образовательная составляющая. Лучшие образцы мировой христианской культуры. История и культура России как пример духовного становления нации. Классическое искусство и современная культура с точки зрения православия. Христианская проза и поэзия. Литературные чтения. Классическая и авторская музыка. Беседы с деятелями культуры, исповедующими значимость христианских ценностей. Христианское осмысление театра и кино. Вопросы духовного и душевного здоровья личности и народа в целом. Христианская педагогика. Детское и юношеское образование и воспитание в свете православной веры. Военно-патриотические и исторические программы. Литературно-театральные постановки, в том числе – в исполнении детей. Из жизни школ, кадетских корпусов, домов приюта. Дети-сироты. Общие проблемы нравственной и социальной защиты детей.
5. «Предложение жизни». Идейное формирование и озвучивание образа жизни современного христианина. Благотворительность, служение, культурная деятельность как ответственная жизнь, возможная и осуществимая христианином. Искусство, литература, кино, поэзия, музыка, как феномены именно христианской культуры. Трудность, но возможность осуществления жизнедеятельности христианина в границах светской культуры. Семейная жизнь, как нормальная ответственная жизнь христианина и, одновременно, как Таинство Церкви. Разговор об основных ценностях жизни в семье и браке. Популяризация многодетности (как предложения жизни, как счастья иметь детей). Одновременно – популяризация необходимости осуществления помощи всем обществом многодетным семьям. Разговор о сущностной необходимости милосердия во всех сферах жизни – при чем, милосердия деятельного. Мужественность, патриотизм, служение и жертвенность, как необходимые составляющие осмысленной христианской жизни.
Резюме.
Расширения православного телерадиовещания может послужить на пользу всему обществу. Понятно, что далеко не все заинтересованы в этом, поскольку дела тьмы таким образом могут быть обличаемы евангельскими императивами. В Священном Писании сказано: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою» (Ис.5:20). Православные СМИ вовсе не собираются устраивать криминальные расследования или призывать к преследованию физических лиц. Однако именно православное вещание может стать определенным критерием истины, потому что, благодаря соборным началам Церкви, дерзает этой истиной обладать, и, кроме того, в состоянии быть чуждым всякой политической ангажированности. Очевидно также, что современное общество нуждается в более заметном присутствии на информационном поле таких СМИ, которые в своей деятельности руководствовались бы не только соображениями материальной или политической выгоды, но и тем, что называется христианской совестью.
Протоиерей Андрей Спиридонов,
главный редактор радиопрограммы «Благовещение».
2007 г.
Подсказка: что и как качать?